В феврале суд Южной Кореи отклонил иск Nexon о нарушении авторских прав со стороны бывших сотрудников, которые якобы использовали ассеты отмененного паблишером проекта P3 при создании собственной игры Dark and Darker. В то же время суд решил, что полученные во время работы над ним знания являются коммерческой тайной, и обязал разработчиков выплатить почти $6 млн за ее нарушение. Представитель Nexon тогда сказал, что компания все равно продолжит преследование бывших сотрудников, ранее также обвинявшихся в копировании контента мобильной стратегии Blue Archive, причем прямо на рабочем месте. В марте во время обыска в новом офисе разработчиков правоохранители обнаружили наработки другого отмененного Nexon проекта — MX Blade, но неизвестно нашлось ли им какое-то применение.
Как отмечают в Semenov&Pevzner, разработка собственного проекта в рабочее время — ситуация нередкая, однако чтобы это установить нужны достаточные доказательства. Юлия Буренкова, руководитель офиса, г. Новосибирск
рассказывает какие.
- Делать другую работу в рабочее время не допускается.
Согласно действующему трудовому законодательству, работник обязан добросовестно исполнять возложенные на него трудовым договором обязанности и делать это в специально отведенное время. Вряд ли найдется работодатель, готовый добавить пункт, разрешающий заниматься разработкой собственного проекта в оплачиваемые им часы. Факт подобного нарушения можно доказать с помощью видеозаписей и переписки. Но за пределами рабочего времени разработчик вправе заниматься любыми собственными проектами. Ключевое здесь — собственными, а не заимствованными.
- Брать за основу наработки отмененного проекта не допускается.
Создание нового проекта на основе имеющихся наработок, пусть и отмененного проекта, признается производным произведением. В соответствии со ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, производное произведение — это результат переработки существующего произведения, который также подлежит охране. При этом, чтобы создать производное произведение, необходимо получить согласие у правообладателя первоначального произведения. Поскольку, как правило, правообладателем рабочих проектов является работодатель, то разработка собственного проекта на их основе является нарушением исключительных прав.
Доказать переработку можно путем сравнения двух проектов. Если в результате окажется, что персонажи, код, дизайн и иные элементы игры заимствованы, к разработчику могут быть применены санкции.
- Разглашать коммерческую тайну не допускается.
За разглашение коммерческой тайны российским законодательством предусмотрена административная, гражданско-правовая, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Чтобы доказать нарушение коммерческой тайны, у работодателя должен быть введен режим коммерческой тайны и средства защиты. Работник, в свою очередь, должен быть ознакомлен со всеми документами и правилами работы с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Если работник не ознакомлен под роспись с документами, не осведомлен о правилах и средствах защиты, то установить и доказать разглашение коммерческой тайны и привлечь к ответственности будет крайне сложно.
Резюмируя, отметим, что российским и международным законодательством вопросы защиты интеллектуальной собственной и коммерческой тайны четко регламентированы, дело остается за доказательственной базой.
Поэтому эксперты рекомендуют создавать уникальные игры на основе собственных, а не заимствованных разработок.
Off the record примечание к первому пункту: Я слышал, некоторые компании прописывают такое условие, что любой креатив, созданный во время рабочего времени, принадлежат компании, в том числе тот, который не относится к прямой деятельности сотрудника. Но, вроде как, в некоторых странах подобное незаконно. В России, я так понимаю, авторское право на, условно говоря, написанную в рабочее время оригинальную игру / книгу / музыкальное произведение будет все же за автором, или нет?
Комментарий. Важно не путать: авторское право и исключительное право. Авторское право: быть автором, указывать свое имя на экземпляре – да. Это остается за автором. А вот исключительное право: использовать, продавать, давать лицензию на произведение – остается за работодателем, согласно п.2 ст.1295 ГК РФ. Ни один работодатель не пропишет, что исключительное право на разработки принадлежит сотруднику. В нашей практике таких случае не было. И в целом для работодателя ключевое аккумулировать все разработки у себя.
Примечание к третьему пункту: Лет -надцать назад ходил слух, что в ТД Сигуро Миямото (главного дизайнера Nintendo) прописано, что он не может рассказывать, как проводит свободное время, т.к. это может дать идеи конкурентам, над чем он сейчас работает, и это будет нарушением коммерческой тайны. Подобный «интересный факт», если это факт, можно было бы упомянуть, говоря о типах информации, причисляемой к коммерческой тайне.
Комментарий. Я бы не упоминала подобное, поскольку в российском законодательстве предусмотрено, что к коммерческой тайне относятся сведения по осуществлению профессиональной деятельности, а не к проведению свободного времени.