В ноябре прошлого года Nintendo подала иск против стримера Джесси Кейгина (Jesse Keighin), известного своим зрителям как EveryGameGuru. Ранее компания уже добилась удаления монетизированного YouTube-канала Кейгина, но стример продолжил деятельность на других каналах и платформах, публично заявляя, что никто его не остановит. Nintendo задокументировала 50 трансляций, нарушающих ее авторские права и потребовала $150,000 компенсаций за каждую из них, а также конфискацию задействованного в преступлении оборудования. Комментирует ситуацию Ирина Гущина, старший юрист практики «Сопровождение IP и IT сделок» юридической фирмы Semenov&Pevzner.
В чем суть претензий Nintendo к стримеру Джесси Кейгину?
- Нарушение авторских прав
Во время трансляций Джесси Кейгин запускал пиратские копии еще не вышедших игр на эмуляторах Nintendo Switch. - Продвижение пиратского контента
Кроме того, он объяснял, как настроить и где взять эмуляторы, а также давал ссылки на пиратские сайты.
Nintendo известна своим строгим подходом к защите интеллектуальной собственности: компания неоднократно судилась даже с инди-разработчиками и запрещала проведение онлайн-турниров по своим играм. Но насколько правомерны действия Nintendo в этом случае?
Если вы обладатель авторского права на игру, как и на любой другой объект, вы вправе разрешать или запрещать ее использование третьим лицам. Распространенное мнение, что некоммерческое использование не требует разрешения, ошибочно. Закон требует получения согласия правообладателя почти во всех случаях. Исключения (например, использование в учебных или информационных целях) существуют, но стриминг игр под них, как правило, не подпадает.
Разрешение на использование игры обычно дается в рамках лицензионного соглашения (EULA), где описано, что пользователь может делать, а что – нет. Как правило, EULA разрешает только некоммерческое использование, при этом правообладатель сохраняет за собой возможность требовать удаление любых материалов, основанных на игре.
Обычно паблишеры закрывают на это глаза, поскольку стримеры помогают популяризировать продукт. Более того, компании иногда сами приглашают блогеров делать обзоры. Но в случае с Джесси Кейгином ситуация иная – он не просто стримил игры, а стримил пиратские копии до релиза, продвигая эмуляторы Switch.
▶ Законна ли эмуляция?
Формально использование, разработка и даже продажа эмуляторов разрешены. По крайней мере, в США. В 1999 году PlayStation подавала иски против двух коммерческих эмуляторов — Bleem! и Virtual Game Station. Компания обвиняла разработчиков в нечестной конкуренции, незаконном использовании торгового знака [Примечание на будущее: в том числе за использование скриншотов игр PlayStation в рекламе эмуляторов] и нарушении авторского права на BIOS (систему низкоуровневых программ для работы с железом) консолей, без которой был невозможен запуск игр.
Суд постановил, что хотя авторское право распространяется на программный код, в данном случае используемые фрагменты имели исключительно функциональный характер и не могли быть воспроизведены иначе, а финальный продукт (эмулятор) кардинально отличался от решений Sony. Отклонены были и другие обвинения. Но несмотря на судебный проигрыш, по сути оба дела завершились победой Sony — разработчики Bleem! не выдержали судебных расходов и разорились, а разработчики VGC были попросту куплены.
При борьбе с эмуляторами Nintendo прибегает к иной стратегии. Вместо обвинений в воспроизведении кода, компания последние лет пять указывает на то, что эмуляторы обходят системы шифрования, тем самым нарушая закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), который запрещает создание программ для обхода систем контроля за доступом к материалам, охраняемых авторским правом. К примеру, именно на это ссылались адвокаты Nintendo, когда рекомендовали Valve удалить эмулятор GameCube из Steam.
Хотя теоретически эмуляторы, в том числе Yuzu, служат для воссоздания среды определенных систем и могут использоваться для запуска сторонних, т.н. homebrew программ, в некоторых случаях им также нужно обходить системы защиты консолей и игр. Если бы дело дошло до вынесения решения, то вне закона могли оказаться все эмуляторы современных консолей, но стороны решили дело во внесудебном порядке — разработчики обязались выплатить Nintendo $2,4 млн, передать домен Yuzu и прекратить любую связанную с эмулятором деятельность.
[Т.е. На данный момент эмуляторы существуют в состоянии некоторой правовой неопределенности, пока кто-нибудь не захочет разориться, установив их точный статус в суде.]
▶ Бывает ли вообще пропаганда пиратства?
Стриминг до релиза – это нарушение авторских прав. В целом даже неважно, стримите вы пиратские версии или нет. Важен факт того, что вы показываете публике не принадлежащие вам объекты прав (игры) без разрешения правообладателя. Более того, в данном случае использовались пиратские копии игр, что само по себе незаконно.
«Все эти стримы проводились без разрешения Nintendo и нарушали маркетинговую стратегию компании <…> Показывая игры до их официального выхода, обвиняемый нормализовывал и поощрял пиратство, побуждая зрителей начать играть в пиратские копии игр бесплатно и до релиза», — говорится в иске.
Продвижение эмуляторов – более тонкий вопрос, но в данном случае адвокаты Nintendo утверждали, что, публикуя ссылки на эмуляторы Ryujinx, Yuzu, Suyu и Sudachi, Кейгин способствовал распространению «инструментов для обхода защиты», нарушающих DMCA, а не эмуляторов.
▶ Беглый пират
После предъявления обвинений Кейгин пропал с радаров — приставы не смогли вручить ему судебную повестку, и после длительных поисков суд разрешил отправить документ по электронной почте, а также передать его копии матери, бабушке и подруге обвиняемого. Кейгин все равно так и не появился, и дело началось без него.
За прошедшее время Nintendo значительно снизила размер запрашиваемой компенсации. Сейчас компания требует $10,000 за срыв маркетинговой кампании Paper Mario: The Thousand-Year Door; $5000 за обход средств защиты (взломанную Switch); и $2,500 за оборот инструментов для обхода защиты (ссылки на эмуляторы).
По материалам / Используемая литература: